Добавить в избранное Написать

Искать в подразделах и рубриках:



"Мальчики - отдельно, девочки - отдельно" и другие принципы здоровьесберегающего образования по методике Базарного.

900586_teachers_pet_2.jpg

Для ребенка 6-17 лет основной средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжения ряда физиологических систем. Ответ у доски или контрольная работа приводит к учащению пульса на 15-30 ударов в минуту, изменению биохимического состава крови, повышению давления. При чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 процентов. Но особое напряжение, особенно у детей младшего школьного возраста вызывает длительное статическое напряжение, связанное с сохранением определенной позы при работе в классе. Длительное напряжение мышц спины при сидении и рук при письме негативно сказываются на осанке и общем состоянии организма. Все это – данные из обычного учебника возрастной физиологии для педагогов.

Да, работники медицины и педагоги не понаслышке знакомы с этими проблемами, и термины «школьная близорукость», «школьный сколиоз», «дидактоневроз» давно никого не удивляют, напротив, появляются все новые заболевания, корни которых – в дошкольно-школьной системе образования. Еще в начале 19 века Генрих Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения происходит своеобразное «удушение» развития ребенка, в том числе и «убийство» его здоровья. По данным Министерства здравоохранения, в 1989 году из каждых 1000 детей в процессе дошкольно-школьного воспитания и обучения нарушения осанки приобретали 500-600, близорукость - 400-500, отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы обнаруживались у 300-400, нервно-психические дисфункции - у 200-300 ребят. И ситуация, увы, продолжает оставаться печальной.

Кроме того, некоторые психологические проблемы и комплексы психологи тоже связывают именно со школой.

Принцип здоровьесберегающего образования.

Методику обучения, позволяющую не только не нарушать, а даже укреплять здоровье ученика, разработал учёный, врач, музыкант и педагог-новатор Владимир Филиппович Базарный. Прекрасный врач, за годы работы он подарил зрение более чем шести тысячам юных пациентов. Однако, осознав, что причины большинства отклонений кроются в системе воспитания и обучения, он начал разрабатывать новое направление в науке – здоровьеразвивающую педагогику.

Принципы конструирования учебной деятельности на основе сохранения здоровья (методика динамических поз, экологический «Букварь», методика коллективных и индивидуальных сенсорных тренажей и др.) были предложены доктором медицинских наук В Ф Базарным еще в 70-80 годах прошлого века (Авторское свидетельство на изобретение № 921561 от 21 12 81 г.; удостоверение на рацпредложение № 3 от 20.04 78 г. № 1 от 29 12 79 г)
Методика Базарного не затрагивает материалы учебного процесса. Дети все так же учатся читать, писать, считать, а после получают более глубокие знания по всем предметам, содержащимся в обычной общеобразовательной программе. Меняется подход к обучению.

Мальчиков и девочек – разделить?

Для психологического комфорта и лучшей адаптации программного материала в методиках Базарного рекомендуется отдельное обучение мальчиков и девочек. Это не «школы монастырского типа», отнюдь. Они могут общаться на переменах, общешкольных линейках или праздниках. Но учиться – только в разных классах.

В России сейчас не так много школ, в которых принято раздельное обучение. Кадетские классы, училища сестер милосердия, гимназии и институты благородных девиц, и школы, в которых детей разделяют по религиозным убеждениям. А в Ангилии, к примеру, большинство школ, воспитывающие элиту – раздельные. Именно они занимают верхние ступеньки рейтингов (по версии Times). Хотя смешанные школы имеют численное превосходство.

Настоящий «бум» раздельного обучения захлестнул США – там с 1998 года почти в 50 раз выросло количество школ с разделением учащихся по половому признаку, как показывают данные Национальной ассоциации гендерного образования (National Association for Single Sex Public Education).

Раздельное обучение – не странное нововведение, оно имеет глубокие корни. Особенное распространение оно получило в дореволюционной России – в 19, начале 20 века, а также в 50 годах 20 века, уже при Советской власти.

Имеет такое разделение и традиционную основу – ведь на Руси женские и мужские занятия не смешивались. Девочки перенимали навыки и умения у женщин, мальчики – у мужчин. Даже игры были разными. Одни – для мужчин, другие – для женщин, и лишь некоторые – совместные.

Если раньше считалось, что раздельное обучение хорошо только для девочек – они меньше стесняются, легче адаптируются, становятся активнее, то последние исследования меняют и этот взгляд. Сейчас школы сформированы больше по «женскому типу» - нужно спокойно сидеть на уроке и аккуратно вести записи. Мальчикам же больше подходит более свободный «стиль» обучения. Возможны даже небольшие споры, пикировки с преподавателем. Педагоги отмечают и большую активность ребят, которые в присутствии противоположного пола более стеснительны и замкнуты.

Противники раздельного обучения чаще всего говорят о необходимости социализации детей. Да, школа, кроме получения знаний, преследует и получение навыка взаимодействия с противоположным полом. Английские исследователи отмечают, что среди выпускников мужских школ существует больший процент разводов, нежели у посещавших общую школу. Однако, общение мальчиков и девочек никто не собирается ограничивать. Речь идет не о мужских и женских школах, а всего лишь о классах. Перемены, праздники, совместные уроки танца, музыки – в это время у детей есть возможность и общаться, и строить отношения, а еще можно вместе ходить в походы или ездить на экскурсии. А время уроков посвящено урокам. Однако, без сложностей не обходится – учителя сетуют на отсутствие специализированных учебников, малое количество преподавателей-мужчин, которые, по логике, должны вести уроки у мальчишек.

Мебель – по росту, а еще – тренажеры для глаз.

Для уменьшения нагрузки от статических поз применяется ростовая мебель – то есть сделанная не как придется, а по росту ребенка. Каждая парта снабжена конторкой для работы стоя, и в течение урока ребенок несколько раз меняет положение тела – встает или садится. А если работа идет в устной форме, то есть не требует чтения или записывания, ученик может удобно прилечь на ковер.

Зрительно-двигательные траектории в методике офтальмотренажей на потолках, картинки зрительно-сигнальных сюжетов, специальные художественно-образные прописи, перьевые ручки, деревянные массажеры для стоп ног, игровые уголки, меняющееся время от времени расположение парт – все это разработано для уменьшения влияния статических нагрузок на детский организм.

От Советской школы к Российской.

Многочисленные «экспериментальные» классы в Минске, Краснодаре, Иваново и множестве других городов были организованы еще в конце прошлого века. Методика прошла 5 летнюю апробацию в школах Красноярска. К концу периода апробации в экспериментальной группе у 20,8% учащихся выявлено боковое искривление позвоночника, у 28,0% — ассиметрия плеч. У детей контрольной группы эти показатели составили 34,0% и 47,8% соответственно. Частота миопизации глаз (миопия – одно из самых распространенных заболеваний глаз, более известное как близорукость) в экспериментальных классах достигла 25%, у прочих — 39,1 %. При этом исходное физическое развитие детей в обеих группах не отличалось. Эти цифры взяты из методических рекомендаций по профилактике школьных форм патологии, выпущенных Министерством здравоохранения в 1989 году.

Не забыта эта методика и в современности: "Благодаря использованию методик Базарного, отклонения в осанке имеют всего 2% детей, и только у 12% зрение ниже единицы, степень реакции учащихся на внешние раздражители примерно в 2, 5 раза выше, чем у обычных детей". Это данные от 2004 года в Московской школе N 760. Сейчас по этой методике работают 400 школ Республики Коми, в Ставрополье их около 100, есть школы в Москве, Санкт – Петербурге, других городах.

Есть много прекрасных образовательных методик, активно используемых в наших школах. Это и «школа 2100», и методики Занкова и Петерсона, «Гармония», «Перспективная начальная школа». Родителю, отправляющему свое чадо в школу, бывает непросто разобраться во всем разнообразии, понять, чем хороша или не слишком данная методика, выбрать подходящую для своего ребенка. И методика Базарного – лишь одна из многих. В чем-то она уступает прочим, в чем-то – лидирует. Главное – она заботится о здоровье детей, а значит – полезна и имеет право на существование в наших школах.