|
|
|||||||||
Искать в подразделах и рубриках: Шахматное королевствоНикто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии...
Тигран Петросян, 10й чемпион мира по шахматам
Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что её считают одним из феноменов современной цивилизации. Соединив в себе элементы искусства, науки, спорта, мудрая древняя игра стала не только одной из форм умственного состязания и культурного досуга, но и признанным средством воспитания детей. Стремительный век, стремительные темпы – мы живем в эпоху, когда каждый стремится всё успеть. Осознанно или нет, мы также переносим этот ритм жизни на наших детей. Раннее развитие – знамение нашего времени, и в данной статье я хотела бы коснуться одного из его аспектов – обучения игре в шахматы. Шахматы кажутся сложнее, непривычнее других развивающих направлений – поэтому перед родителями, остановившими свой выбор на шахматах, особо остро стоят вопросы: Когда? Где? С чего начать?.. Итак, начнем по-порядку! В каком же возрасте начинать развивать своего ребенка? Вы знаете, например, что корейский мальчик Ким Унг научился играть в шахматы в семь месяцев? Правда, он и в других областях был очень одарён от природы: ходить и говорить начал в 5 месяцев, чуть позже – читать и писать, а к полутора годам мальчик освоил китайский, немецкий и английский языки… Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4–6 лет. Но, к сожалению, большинство секций шахмат начинают заниматься только с ребятами старше 7 лет (таких секций много: СДЮШ олимпийского резерва при Клубе Тиграна Петросяна, Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах, СДЮШ в Перове). С четырехлетками же связываются неохотно (ведь со школьниками намного проще), и педагогов, владеющих специальной детской методикой, очень мало. Например, в Москве обучением шахматам детей с 4-х лет на сегодняшний день занимается только школа раннего развития «Лабиринты шахмат». Но ранний старт игры в шахматы – не самоцель. Это не только и не столько возможность стать шахматным профессионалом, нет. Знакомство малышей с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у них многих других, нужных им в повседневной жизни качеств. Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков: 2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, в данном случае – на игре в шахматы. 3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение (кубик Рубика, придуманный им для студентов, помните?) 4. У ребенка формируется внутренний план действий (способности действовать в уме). 5. Шахматы воспитывают характер. Именно за счёт своей спортивной составляющей! Когда ребенок проигрывает, преподаватель должен сказать ему: "Да, я вижу, у тебя знание того-то и того-то слабенькое. Но у нас есть подходящие упражнения, так что ситуацию можно исправить. Я тебе помогу!" Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка самостоятельно заниматься. Категорическое нежелание ребенка проигрывать является самым сложным препятствием на первом этапе – вплоть до отказа играть. Для сглаживания этого негатива применяется решение упражнений. Каждое решенное упражнение – маленькая победа. Интересно, что предпочтения детей здесь отличаются: мальчишки должны выигрывать и проигрывать, им важно выяснять, кто из них сильнее – они стремятся играть партии между собой. Девочки, как правило, не любят играть, но им нравится решать. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Ненавязчивого, интересного, увлекательного! |
|
|||||||||
|
||||||||||
Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой ссылки на www.OurBoys.ru © OurBoys.ru 2024 |
||||||||||