Добавить в избранное Написать

Искать в подразделах и рубриках:



Шахматное королевство

932337_chessman.jpg
Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии...

Тигран Петросян, 10й чемпион мира по шахматам



Шахматы!.. Два лагеря, по шестнадцать фигур и пешек с каждой стороны, застыли в безмолвии на 64-клеточной доске. Они ждут сигнала о начале битвы. И не по мановению волшебной палочки, а рукою человека, по желанию его Воли приходят они в движение...


Шахматное сражение – самое благородное, которое человечество когда-либо знало: без крови, без потерь, удивительное по глубине мысли, ощущениям прекрасного.

Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что её считают одним из феноменов современной цивилизации. Соединив в себе элементы искусства, науки, спорта, мудрая древняя игра стала не только одной из форм умственного состязания и культурного досуга, но и признанным средством воспитания детей.

Стремительный век, стремительные темпы – мы живем в эпоху, когда каждый стремится всё успеть. Осознанно или нет, мы также переносим этот ритм жизни на наших детей. Раннее развитие – знамение нашего времени, и в данной статье я хотела бы коснуться одного из его аспектов – обучения игре в шахматы.

Шахматы кажутся сложнее, непривычнее других развивающих направлений – поэтому перед родителями, остановившими свой выбор на шахматах, особо остро стоят вопросы: Когда? Где? С чего начать?..

Итак, начнем по-порядку! В каком же возрасте начинать развивать своего ребенка?
Опыт современной науки показывает, что ребенок в возрасте от 1 до 6 лет почти без утомляемости усваивает знания. Не стоит пропускать эти годы! Способность учиться играючи после 6 лет обычно ослабевает, в это время приём информации превращается в умственный труд, так называемую «зубрёжку».

Вы знаете, например, что корейский мальчик Ким Унг научился играть в шахматы в семь месяцев? Правда, он и в других областях был очень одарён от природы: ходить и говорить начал в 5 месяцев, чуть позже – читать и писать, а к полутора годам мальчик освоил китайский, немецкий и английский языки…

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4–6 лет. Но, к сожалению, большинство секций шахмат начинают заниматься только с ребятами старше 7 лет (таких секций много: СДЮШ олимпийского резерва при Клубе Тиграна Петросяна, Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах, СДЮШ в Перове). С четырехлетками же связываются неохотно (ведь со школьниками намного проще), и педагогов, владеющих специальной детской методикой, очень мало. Например, в Москве обучением шахматам детей с 4-х лет на сегодняшний день занимается только школа раннего развития «Лабиринты шахмат».

Но ранний старт игры в шахматы – не самоцель. Это не только и не столько возможность стать шахматным профессионалом, нет. Знакомство малышей с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у них многих других, нужных им в повседневной жизни качеств.

Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:
1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш), но это уже ответственность!

2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, в данном случае – на игре в шахматы.

3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение (кубик Рубика, придуманный им для студентов, помните?)

4. У ребенка формируется внутренний план действий (способности действовать в уме).
Уже в первом классе детям приходится выполнять задания, которые требуют этого навыка, а у детей его нет. Начинать формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда, помимо всего прочего, дети сами научатся планировать свое время, все успевать, системно мыслить.

5. Шахматы воспитывают характер. Именно за счёт своей спортивной составляющей! Когда ребенок проигрывает, преподаватель должен сказать ему: "Да, я вижу, у тебя знание того-то и того-то слабенькое. Но у нас есть подходящие упражнения, так что ситуацию можно исправить. Я тебе помогу!" Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка самостоятельно заниматься.

Категорическое нежелание ребенка проигрывать является самым сложным препятствием на первом этапе – вплоть до отказа играть. Для сглаживания этого негатива применяется решение упражнений. Каждое решенное упражнение – маленькая победа.

Интересно, что предпочтения детей здесь отличаются: мальчишки должны выигрывать и проигрывать, им важно выяснять, кто из них сильнее – они стремятся играть партии между собой. Девочки, как правило, не любят играть, но им нравится решать.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Ненавязчивого, интересного, увлекательного!



Яна Мельникова, международный гроссмейстер по шахматам