Добавить в избранное Написать

Искать в подразделах и рубриках:



Рубрика «След детства»: Герман Гессе. Ода своенравию.

21-2-.gif

Герман Гессе был вторым ребенком в семье немецкого священника-миссионера. Мать мальчика, Мария Гундерт, родилась в Индии и по воле родителей посвятила свою жизнь делу проповедования христианства. Отец, Иоганнес Гессе - протестантский пастор и ученый-теолог.

Миссионерская деятельность казалась им единственно правильным занятием для сына. Детство он провел в обществе трех родных сестер и двух двоюродных братьев. Строгий уклад дома часто приходил в столкновение с живым и независимым характером мальчика "У мальчика своя жизнь, он обладает огромной внутренней силой, упорством, волей и совершенно удивительным для своих четырех лет независимым разумом. Во что все это выльется?", - сделала 27 марта 1882 г. запись в своем дневнике его мать.

Несмотря на трудный и своенравный характер, мальчик превосходно учится в школе. По собственным воспоминаниям Гессе: «Школа очень умно занималась не теми серьезными навыками, которые необходимы для жизни, но преимущественно симпатичными играми ума, доставлявшими мне немало удовольствия, и знаниями, немногие из которых верно остались со мною на всю жизнь: так, я и сегодня помню множество красивых и остроумных латинских словечек, стихов и афоризмов, а также численность населения многих городов во всех частях света – разумеется, не на сегодняшний день, а по данным восьмидесятых годов прошлого столетия». Хорошие успехи, тем не менее, не ведут к пониманию с отцом. Конфликт этот – по сути метания ребенка, которому предъявляют слишком высокие требования, описан в новелле «Душа ребенка». Беда юного Германа в том, что он видит лживость представления окружающего мира совершенным, и живет в постоянном страхе – перед наказанием ли от отца или муками собственной совести, когда мальчик считал, что сделал что-то непозволительное «пускай лишь подхватив чей-нибудь соблазнительный смех или согласившись выслушать какой-нибудь глупый мальчишеский анекдот».

Практически все его произведения в той или иной степени биографичны. Одним из ярких штрихов к пониманию картины детства может служить появляющееся в нескольких произведениях разделение дома, как символа правильного, своего мира, обители добра и противопоставления его улице, как месту, полному авантюр, опасностей и искусов. Вероятно, это один из глубоких следов, оставленных воспитанием в родительском доме. Однако он находит в себе силы перешагнуть этот, навязанный ему, стереотип и сделать свой выбор. Служение не религии, но искусству. Возможно, решительности ему придает и побег из семинарии двоюродного брата, также сделавшего выбор не в пользу религиозного просвещения.

Независимость, самостоятельность мальчика кажутся родителям, воспитанным в строгих рамках веры и безусловного послушания, дерзостью. Нежелание посвятить себя делу проповедования христианства – безумием. Побег из семинарии, по примеру брата, заканчивается неудачей – его с позором возвращают на место. Тяжело переживая и неудачу, и потерю отвернувшихся от него друзей, в глубочайшей депрессии, Герман предпринимает попытку суицида – неслыханная вещь для верующего человека. Но и это не заставляет родителей одуматься – мальчика отправляют на «перевоспитание» к известному пастору. После второй попытки – помещают в психиатрическую лечебницу.

Да, мать, когда-то подчинившая свою судьбу воле родителей, и отец, за правильностью и идеальностью религиозного мироустройства не видящий сына – они были уверены, что действуют на благо своего ребенка. Горький урок – даже из лучших побуждений не стоит настаивать на своем решении, если оно не подходит ребенку. Лучше присмотреться – а что интересно ему? Какие таланты дремлют в душе, готовые дать ростки от первых лучиков внимания и помощи.

Еще в детстве от чересчур высоких требований и страхов мальчик убегает в себя – свои мысли, мечты, у него формировался тип мышления, который получил в специальной литературе название «аутистического». Такой тип мышления отличается способностью человека отрешиться от окружающего, полностью погрузившись в себя. С ним же связывают довольно оригинальные ассоциативные ряды – например, ассоциировать весну он мог и с запахом бузины, и с шубертовским аккордом. Но, привыкая прятаться от проблем в мыслях, он и в жизни становится беглецом – от проблем и неурядиц в жизни он тоже «убегает», часто в алкоголь и разгул, что не слишком хорошо сказывается на семейной жизни.

Конфликт мальчика с взрослыми, представляющими мир идеальным, а себя в нем – полубогами, и относящимися к детям с пренебрежительным снисхождением оказал немалое влияние на формирование характера Германа Гессе. Возможно, именно детские воспоминания о смешных и нелепых попытках взрослых принимать всерьез самих себя и собственную значимость. Возможно, именно эта детская насмешка помогла взрослому Гессе выстоять в буре злобных и жестоких нападок после статей, порицающих войну и призывающих к самостоятельному мышлению, опубликованных в охваченной огнем восстаний и войн Германии. Может быть, это детское и юношеское противостояние с отцом закалило разум Германа Гессе, позволив ему оставаться свободным тогда, когда другие, ничуть не менее светлые, были заражены идеями войны. Ведь сам он в 1919 пишет «Есть добродетель, единственная, которую я очень люблю. Называется она своенравием. Ни одна из добродетелей, о коих читаем мы в книгах или слышим от наставников, не вызывает у меня такого почтения».

Что же вложили родители в характер одного из самых читаемых писателей 20 и начинающегося 21 века? Нежную и безнадежную любовь к Востоку – родине матери, где он так и не смог побывать из-за слабости здоровья. Безумную надежду найти тот идеальный мир, про который рассказывали родители и жестокие столкновения с миром реальным. Привычку оценивать все и вся своим умом, верить своим глазам и суждением, своенравие – и его тоже. Ведь своенравие не выращивают в теплицах, оно, как хорошая сталь, нуждается в закалке.

А вот принесло ли это счастье? Популярность, известность, как писателя, публициста, довольно яркой политической фигуры – этого у него было в достатке. А вот семейное счастье не сложилось, хотя женился Гессе трижды. Даже ради семейного счастья он не мог поступиться и частичкой своей свободы – не отголосок ли это детства, когда, чтобы эту свободу обрести, ему пришлось стать беглецом, самоубийцей, сумасшедшим?
Да, произведения Германа Гессе – это во многом жизнеописание, крик страдающей души, описание пути писателя к самому себе. Они настоящие, непридуманные, и тем привлекают к себе внимание и любовь тех, кто хочет думать, искать и находить себя, свой путь, свою волю. Но детство, полное страха – наказания ли, Бога ли, собственной ли совести, и борьбы с самыми близкими и родными людьми – за право сделать выбор, остаться собой – не слишком ли высока плата?