Главная Добавить в избранное Написать


Как воспитать художника, или простая магия рисования

901992_watercolours_3.jpg

Любой учитель рисования сможет подтвердить факт, что мальчики на уроках ИЗО получают гораздо более низкие оценки, чем девочки. И если в детском саду и начальной школе занятие рисованием ещё увлекает мальчишек, то чем старше они становятся, тем меньше интересуются изобразительной деятельностью, тем больше получают плохих оценок на уроках рисования, ссылаясь на отсутствие способностей и просто интереса. Возникает логичный вопрос: если среди них так много неспособных, двоечников, лентяев, то почему подавляющее большинство выдающихся художников, скульпторов, дизайнеров – мужчины? Вероятно потому, что мы пропускаем что-то очень важное в обучении рисованию мальчишек? И сколько мальчиков по этой причине так и не смогут реализовать те творческие способности, которыми одарила их природа?

Это – рисунок мальчишки…

Не нужно быть великим художником, чтобы отличить рисунок, выполненный мальчиком, от рисунка, выполненного девочкой. Конечно, главным признаком будет тематика рисунка. Девочки часто рисуют цветы, принцесс, животных, а мальчики рисуют машины, корабли, самолеты, войну. Это вполне объяснимо. Но есть и другие признаки полового различия детского рисования. Если дать детям одинаковое задание, например, нарисовать космический корабль и космонавта, то мы увидим следующее: на рисунках мальчиков космонавт может быть изображён схематично (или даже стоять спиной), но на его костюме мы увидим множество датчиков, а на ракете будут старательно вырисованы все дюзы и сопла. На девичьих рисунках же, наоборот, схематичной будет ракета, тогда как человек будет обязательно иметь лицо, на котором не только глаза и рот, а ещё щёчки, реснички – все вырисовано очень тщательно. Рисунки мальчиков наполнены действием, всё кругом движется и взрывается. Подобная разница в детском рисовании прослеживается всегда, и обусловлено это психологическими различиями мальчиков и девочек.

Однажды в школе на уроке рисования детям дали задание изменить типовой проект школы, а после сравнили работы девочек и мальчиков: рисунки девочек были яркими, с большим количеством мелких деталей, в них были учтены все советы, которые дал на уроке ИЗО учитель. Мальчики же удивили наличием неожиданных решений: школа - космический корабль; школа, стоящая на трех слонах; школа, обвитая огромной лианой с огромными цветами и так далее. Не нужно быть психологом, чтобы понять: мальчикам лучше удаётся творческая часть, задумка, проект, а девочкам - её исполнение. Если задуматься, то это касается не только особенностей рисунков детей. Так почти во всех видах деятельности: мужчины – что-то открывают и задумывают, а женщины, занявшись этим делом, доводят его до совершенства. Есть так же мнение, что это происходит потому, что у мужчин лучше развито правое полушарие мозга, отвечающее за образное и абстрактное мышление. Есть даже целая теория и методика обучения рисованию взрослых – правополушарное рисование. Однако научными данными эти анатомические различия не подтверждены, хотя сам метод правополушарного рисования довольно интересен и может помочь раскрепостить творческие мышление и пробудить способности к рисованию у людей, ранее не занимавшихся ИЗО.

Творчество превыше всего!

Многие родители замечают, что ребёнок, который часто и охотно рисовал, с возрастом вдруг теряет интерес к занятию рисованием, или рисунки ребёнка кардинально изменяются (становятся менее разнообразными). Обычно наибольший пик интереса к занятию рисованием наблюдается у детей 5-ти летнего возраста, а вот из уст 7-10-илетнего мальчика гораздо реже можно услышать: «Хочу научиться рисовать». Завораживающая магия рисования вдруг перестаёт действовать на наших детей.

С чем же это может быть связано? А с тем, что, взрослеющих детей начинают обучать основам рисования, не ориентируясь на индивидуальные данные ребёнка. Конечно, уроки рисования нужны и полезны, но не все дети могут потом уйти от стереотипных, стандартных изображений. В силу разных причин детское рисование как бы «застревает» на очень узком круге тем – детские рисунки становятся похожим друг на друга. И если бы это касалось только тем – полбеды, пусть темы будут сходными (ведь дети всех стран рисуют то, что видят вокруг себя: дома, деревья, цветы, машины, людей), но ведь стереотипным становится и исполнение рисунков! Увы, особенно ярко это проявляется у детей, посещающих «хорошие» детские сады и школы, где обучение рисованию ведётся по общей, усреднённой программе. Вот поэтому и видят родители на выставке 25 рисунков с одинаковыми снеговиками, ёлками, домиками и узнать «руку» своего ребёнка среди этой «красоты» может не каждый. Конечно, обучение рисованию – отдельная тема. Существует точка зрения, которой придерживаются многие художники, что при обучении рисованию детей, лет до 12-и вообще нельзя вмешиваться, да и потом можно лишь править технику. В первую очередь это относится к художественно одарённым детям.

Конечно, не следует считать, что обучение рисованию не нужно в принципе – очень даже нужно! Оно необходимо для передачи опыта и культуры, носителями которой являются взрослые. Главное – чувство меры. Ведь в основе рисования лежит творчество. Поэтому, родителям необходимо искать детям таких преподавателей, отдавать их в такие художественные школы и кружки изо, где к детям отнесутся как к уникальной, неповторимой творческой личности. Да и некоторым родителям тоже стоит перестроить отношение к детскому рисованию, оно у нас, зачастую, чисто ремесленное: хороший рисунок – это тот, который выполнен безупречно с точки зрения техники, а так же понятен нам и реалистичен как фотографическое изображение. Это очень узкий подход к пониманию изобразительного искусства. Мир в рисунках детей – такой, каким его видят или хотят видеть дети, а точное копирование - не всегда признак художественного таланта. Жаль, что экспертами в области рисования считают себя достаточно многие. Это довольно странно, ведь редко кто скажет, слушая музыкальное произведение: «Фу, ерунда какая! Я тоже так могу!» Тогда как, глядя на полотна художников и не понимая идеи картины, многие говорят именно эту фразу. В основе этого - глубокое непонимание основ живописи, рисования, самого процесса творчества, его индивидуальности! И подобное понимание, а вернее, не понимание этого процесса зачастую приводит к тому, что мы заставляем ребёнка быть как все, отказывая ему в праве на мечту и самореализацию.

Одобряйте ребёнка во всех его творческих начинаниях, а уж если малыш выказал желание серьёзно обучаться рисованию – подберите ему действительно хорошую художественную школу, курсы рисования или самый обычный кружок. Благо сейчас есть из чего выбирать. Найдите такое место, где ребёнку помогут не только научиться рисовать карандашом или красками, но помогут найти ту изюминку, благодаря которой вы узнаете рисунок своего ребёнка из тысячи. Кстати, занятие рисованием – очень полезное хобби. Социологами доказано, что занятие рисованием не только гармонично развивают личность ребенка, но и позволяют лучше овладевать математикой, физикой и другими «техническими» дисциплинами. Именно искусство дает целостное восприятие мира, а творчество помогает создавать иные миры. Миры, в которых нет места двойкам по рисованию.