Главная Добавить в избранное Написать


«Бродилки» и «стрелялки» ведут к функциональной неграмотности? Творчество чтения = читать + представлять + воображать

633255_peek-a-boo.jpg

"Как хорошо уметь читать"... Эти строки, наверное, каждый из нас с детства хранит в памяти – вместе с героями любимых детских книг. Мы уходили в книги как в плавание – надолго и безоглядно. Многие, наверное, вспомнят, как читали ночью, под одеялом, с фонариком – чтобы родители не увидели свет и не отобрали книжку «потому что пора спать». Прозрачно-честные и стально-прямые мальчишки Владислава Крапивина, простодушный Малыш и хитроватый Карлсон, братья Львиное сердце. Помните? Они были нашими друзьями – наравне с мальчишками и девчонками со двора, они учили нас жить и давали советы, они показывали нам жизнь, в которой есть паруса, моря и дальние страны. И мы любили их, и любим, наверное, по сей день – где-то в глубине души. В нашем детстве не было компьютеров и компьютерных игр, не было и такого обилия телефильмов, они скорее дополняли любимые образы и воображаемые миры, чем диктовали их. Теперь все несколько иначе.

Причины падения интереса к чтению.

Телевизор и компьютер прочно обосновались в нашей жизни. Это плохо? Нет, на самом деле ничего плохого в этом нет. Прогресс идет, и становиться у него на пути глупо. Но, как у любого явления, у этих чудес технической мысли есть две стороны.

Хорошая понятна – это обучающие программы и игры, их много и становится все больше – языковые, математические, логические. А также телепередачи о мире животных, географии, новости, концерты, спектакли. Что же в них плохого? Не буду останавливаться на потоке фильмов, имеющих криминально-агрессивную окраску, мультиков, проповедующих ложь, обман, и насилие. Это отдельная тема, и разбирать ее нужно отдельно.

Какую же опасность несут вполне мирные фильмы и программы, спросите Вы? Все просто. Каждый человек ленив. Это естественно и нормально. А поскольку он ленив, то предпочитает тратить как можно меньше усилий. Читать, представлять, воображать прочитанное – усилие. Образы, готовые для восприятия и усвоения с экрана – это намного проще. Но большинство телепередач и игр нацелено на эмоции, чувства, а также моторику и скорость реакции, практически никогда не обращаясь к мышлению и воображению. И дети все реже обращаются к книге по собственному желанию, тем самым упуская возможность развить умение воображать, представлять, мыслить самостоятельно. И именно мальчишки подвергаются наибольшей опасности – ведь если мультфильмы и мальчики, и девочки любят и смотрят примерно на равных, то большинство компьютерных «стрелялок», «бродилок», гонок и прочих игр нацелено именно на мальчишечью аудиторию. Именно мальчишек можно круглосуточно застать в игровых компьютерных залах, девочек там практически не бывает. Чем же грозит эта увлеченность нашим будущим мужчинам?

Функциональная неграмотность.

Этот термин появился сравнительно недавно, в 90х годах прошлого века. Что же он обозначает? Неграмотных в нашей стране нет. Каждый ребенок посещает школу, где его научат читать, писать, считать. Даст даже в некотором объеме знакомство с классической литературой, которую, правда, далеко не все прочитывают. Так о какой неграмотности может идти речь?

Функциональная неграмотность – это когда человек умеет писать и читать, а книгу, статью, инструкцию прочитать не может – не понимает, не может воспроизвести смысл. Обычный человек, читая книгу, силой своего воображения вызывает в уме яркие картины прочитанного, функционально неграмотный человек не может увязать прочитанный текст с реальной или воображаемой действительностью. Его мозг не может строить логические связи, текст рассыпается на разрозненные слова и предложения.

Ребенок, которого не научили читать к десятилетнему возрасту (здесь идет речь не о технике чтения, а о понимании прочитанного), практически уже может считаться функционально неграмотным. И это почти невозможно наверстать в более позднем возрасте. Сложная организация нервной системы человека устроена таким образом, что на усвоение каждого умения отводится определенное время. Пропущенные же этапы зачастую невосполнимы в более зрелом возрасте – вспомните «синдром Маугли» - воспитанный среди животных ребенок в возрасте 8-12 лет уже практически не может освоить речевые навыки.

В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Это возраст 12—13 лет: до этого возраста мозг ребенка пластичен, способен к восприятию и усвоению больших объемов информации. К 12—13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал, который использует в дальнейшем. Конечно, позже человек тоже способен к обучению, но в значительно меньшей степени, и степень эта тоже определяется потенциалом, накопленным в детстве. То есть всесторонне развитой ребенок может надеяться изучить в сорокалетнем возрасте иностранный язык или компьютерный дизайн, но вряд ли на то же способен человек, который к десятому классу читал по слогам.

Как это ни удивительно, функционально неграмотный ребенок может неплохо учиться в школе, правда, не благодаря пониманию предметов, а просто «зубря» все изучаемое наизусть. Он способен неплохо показать себя, там, где нужно работать руками, то есть в работе с предметным миром. Но обширный мир абстрактных понятий и воображения будет для него закрыт навсегда. Вряд ли из него вырастет великий инженер, конструктор, изобретатель, ученый, художник или музыкант, программист или режиссер. Все эти истинно мужские профессии требуют образного мышления, хорошего воображения, и, конечно же, умения читать и понимать текст.

Ступеньки к умению читать.

Обучение чтению – процесс долгий и многокомпонентный. Первым, или даже подготовительным этапом являются бабушкины сказки, а также песни, потешки и стишки, которые мама или бабушка рассказывает совсем еще крошечному малышу. Дальше идет чтение книжек вслух.

Самостоятельное чтение. Это следующий этап. Сейчас модно учить ребенка читать с пеленок, но, как ни странно, ни кубики Зайцева, ни карточки Глена Домана, ни говорящие азбуки не помогут научиться осознанному чтению. Они нацелены больше на заучивание определенной базы букв, слогов, слов, дающей более высокую технику или скорость прочитывания. Несомненно, это тоже важно, но это далеко не все.

Творческое чтение. Это самый сложный и важный этап. Именно его отсутствие делает человека функционально неграмотным.

Как научить читать осознанно?

Когда писатель пишет книгу, он берет в соавторы всех ее читателей. Текст – это код, в котором можно зашифровать пение птицы и шепот листьев, звон весеннего ручейка и закат над морем. Писатель – тот, кто все это шифрует, прячет за значками и их группами образы, чувства, эмоции, настроения. Читателю достается вторая половина работы – расшифровка этих образов. Чтобы научить ребенка читать, нужно помочь ему освоить этот шифр.

Самым маленьким на помощь приходят рисунки. Покажите малышу, где нарисован герой читаемого произведения, обратите внимание, какое у него настроение - грустный, веселый, а может он смеется или плачет? Старайтесь находить книги с крупными, четкими картинками, передающими эмоции нарисованного героя. Эмоциональная сторона очень важна для мальчишек. Ведь именно им со всех сторон говорят, что «мальчишки не плачут», «эмоции – это для девчонок». А ведь эмоции – это важнейшая составляющая развития и возможность самовыражения!

Чуть попозже можно предложить «поиграть» в героев любимой книги. Выбирайте книги, которые действительно нравятся ребенку. Пусть он изображает своих любимых героев. Постарайтесь, чтоб у каждого изображаемого появился свой голос, характер, тембр.

Можно также слепить героев из пластилина, нарисовать, вырезать из бумаги, сшить, связать. Важно чтоб у ребенка возникло желание представить, вообразить – а какой он, колобок? Или Медведь, Охотник, а может быть, Колдун или Леший, Капитан, Матрос, Солдат? Как он ходит, говорит, ест, пляшет… Кстати, выбранная роль тоже много может сказать о ребенке, его внутреннем состоянии, если Вы увлекаетесь психологией.

Позже, когда ребенок старше, и зрительная информация уже не так важна, можно почитать по ролям, обязательно с интонацией, изображением героя голосовыми средствами. Тут можно и нужно рычать, как медведь, щелкать зубами, петь, говорить хриплым голосом, как старый капитан или кричать «йо-хо-хо», как настоящие пираты.

Прекрасно, если в школе мальчик будет участвовать в театрализованных постановках или посещать кружки данной направленности. К сожалению, это случается редко. И конечно, стоит поощрять все попытки ребенка самому придумывать, воображать и фантазировать! Ваш сын рассказывает, как на прогулке разговаривал с котом? Или ездил на слоне? А может быть, он советует Вам, как построить машину для «делания всего из ничего»? Не обрывайте его фантазии. Не смейтесь. Расскажите ему, что когда были маленькими, тоже говорили о погоде с соседской собакой. И помогите сделать мачту для корабля из стульев – Ваш ребенок хочет отправиться в плаванье, как герои его любимых книг.