Добавить в избранное Написать

Искать в подразделах и рубриках:



Рубрика «След детства»: Иосиф Виссарионович Джугашвили. От легендарных героев – к легендарной личности.

87914.jpg
«Сила русского народа не в его численности или организованности,
а в его способности порождать личности масштаба Сталина.
По своим политическим и военным качествам Сталин
намного превосходит и Черчилля и Рузвельта.
Это – единственный в мире политик, достойный уважения.
Наша задача – раздробить русский народ так,
чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись.»

А. Гитлер о Сталине.



Сталин. Наверное, ни одно имя не окружено таким количеством легенд и вымысла, од и клеветы. Его называют тираном и красным царем, утопившим страну в крови. Его превозносят, как величайшего государственного деятеля, который смог совершить чудо – сделать из обескровленной, умирающей России передовое государство с развитой промышленностью и наукой. Побороть страшную, казавшуюся непобедимой, гитлеровскую армию, а после войны снова поднять страну из руин к процветанию. При жесткой, иногда жестокой линии по отношению к разного рода преступлениям, историки отмечают его собственную неприхотливость, трудолюбие и величайшую работоспособность. Можно придерживаться разных мнений насчет его правления, методов и способов управлять огромной, два раза за время правления стоящей на краю гибели страной. В чем-то их диктовало время, в чем-то сама личность, характер вождя. Нельзя не отметить одно – культ личности возможен только при наличии этой самой личности, характера, харизмы. Попробуем найти следы формирования этой личности в детских годах вождя народов.

Иосиф Виссарионович Джугашвили. Рождение вождя.

По старинному преданию родины Иосифа Виссарионовича, гордой и прекрасной Грузии, когда рождается герой, на крышу его дома садится ястреб, а в воздухе слышен клекот орла. Но рождение маленького Иосифа не сопровождали ни ястреб, ни орел – только соседи спешат поздравить родителей мальчика в холодный декабрьский день 6 декабря 1878 года. Позднее, в каком то из документов дату перепутали, поставив вместо шестерки девятку, а год Сталин, верящий в магию чисел, исправил сам. Так получилась дата, которую мы знаем по официальным источникам 21 декабря (9 декабря по старому стилю) 1879 года.

Грузия сильна своими традициями. Сопровождают они и появление ребенка на свет. Вот как описывает рождение Сталина Гогла (Георгий) Николаевич Леонидзе, народный поэт Грузинской ССР: «Петуха тут в дом приносят – бдительным пусть мальчик будет, ласточку у рта проносят, – как она, пусть быстрым будет. Ставят соль у изголовья, – пусть он мудрым в жизни будет, сахар на сердце положен, – пусть он добрым к людям будет. Под луной он спит погожей, – пусть он крепкотелым будет, в колыбель кладут железо, – непоколебимым будет». Поздравления и пожелания продолжаются во время Дзеобы – пира в честь новорожденного. Тосты, пожелание здоровья, проклятия врагам новорожденного – нынешним и будущим. Младенца моют водой, в которую опущена шашка, обносят трижды вокруг огня, чтобы уберечь от болезней, сглаза и всякого вреда. Отец, бедный сапожник, щедро угощает всех пришедших – на столе рыба, шашлык, курица. Строго соблюдается порядок цветистых тостов и пожеланий. Вырастая, мальчик научится и строгому порядку произнесения тостов, и умению их сочинять, как и многому другому, что должен знать истинный сын Грузии.

Детство Сосо.

Сталин. 1894 г.Сталин. 1894 г.Несмотря на пожелание здоровья, маленький Сосо тяжело заболевает. Оспа, унесшая двух старших братьев, пришла и за ним. По грузинским поверьям, болезнь приносят батонбеи – злые духи, и чтоб они оставили больного, их надо задобрить красными цветами, вином, песнями коврами, парчой. Но в бедном доме нет ни ковров, ни цветов. Мать еле-еле может купить малышу молоко. К счастью, болезнь отступает, лишь оставив свой след на лице ребенка. Были в жизни маленького Иосифа и другие несчастья. Сорвавшись со скал, он сильно повреждает руку. Травма, а после длительное нагноение, оставляют след на всю жизнь – атрофия плечевого и локтевого сустава. По данным из «Медицинской истории И.В. Сталина», это случилось, когда мальчику было шесть лет. В десять лет на него наехал фаэтон, когда он с группой певчих стоял у моста на «иордань». Потерявшего сознание, мальчика принесли матери. На ее горестный крик он открыл глаза и сказал «Не волнуйся мама, я чувствую себя хорошо». Вызванный доктор обработал раны и успокоил, что внутренних повреждений нет.

Несмотря на последствия болезней и тяжелых травм, мальчик не замкнулся в себе, как утверждают это некоторые авторы (к примеру, Радзинский рисует его хилым, болезненным и озлобленным мальчиком). Друзья детства в своих воспоминаниях описывают его иным. П. Капанадзе вспоминает, что он был худой, но крепкий мальчик, общительный, жизнерадостный, всегда окруженный товарищами и непременный участник всех традиционных мальчишечьих игр в «Чилику», «чижика». М. Церадзе, соученик Сосо отмечал, что любимым его развлечением был «криви» - бой, наподобие бокса, в котором сражаются две команды, а еще он любил хвастнуть удалью перед друзьями, плавая в бурных горных речках. Совсем непохоже на портрет хилого озлобленного мальчика. Во многом здесь заслуга родителей. Бедные почти до нищеты, живущие в верхней части Гори, среди таких же бедняков, они выбиваются из сил, чтобы прокормить и одеть сына, дать ему образование. Город воспринимается ими как царство обмана, где армянская буржуазия и средние слои населения наживается на бедняках, составляющих местное население. После смерти отца, воспитание и обеспечение сына и себя ложится на плечи матери. Екатерина Гавриловна Джугашвили, или, по домашнему, Кеке, живая и трудолюбивая женщина, работала поденно и брала работу на дом. Она зарабатывала стиркой, а также кройкой и шитьем, и всегда следила, чтобы сын выглядел опрятно. Благодаря ее заботам среди детей бедняков села Гори Сосо выглядел почти щеголем.

А еще мать настаивала, чтобы он обязательно учился. Иосиф и сам чувствовал тягу к знаниям и всегда был отличником. Описывают, что еще в десятилетнем возрасте он наведывался в книжную лавку, и читал книги. Хозяин лавки стал выгонять мальчика, тогда он с друзьями стал брать книги «напрокат» - за 10 копеек в день, и переписывать их. Мальчики до того наловчились, что могли за 3 дня переписать толстую книгу. Так у Иосифа Виссарионовича появилась первая библиотека. С тех пор книги сопровождали его всю жизнь.

Жизнь и легенды.

Так что же повлияло на формирование характера величайшего вождя огромной страны? Суровое наследие предков, веками воевавших за свободу своей родины, впитанные с молоком матери обычаи гостеприимства и кровной мести, взаимопомощи, побратимства? Вероятно, это сыграло немалую роль.

Героизация образа матери – отличительная черта времени правления Сталина. В Грузии традиционно особое почитание матерей. Забота о матери, превознесение материнства отмечает и тот факт, что в СССР в разгар Великой Отечественной войны впервые в мире были введены ордена и медали для многодетных матерей – «Медаль материнства» 1 и 2 степени, орден «Материнская слава» 1, 2 и 3 степени, орден «Мать-героиня». Тогда же крылатым стало сочетание «Родина-мать», делающее женщину-мать символом Родины.

Суровая, полная лишений жизнь в бедном родительском доме, среди таких же бедняков тоже не могла не повлиять на характер и дальнейшую жизнь Сталина. Историки отмечают, что из всей правящей верхушки Сталин – единственный выходец из беднейших рабоче-крестьянских слоев. Родители, потерявшие в младенчестве двух сыновей, были слишком бедны, чтобы нанять сыну учителей, и необразованны, чтобы научить чтению. Но они постарались сделать все от них зависящее, чтобы передать сыну все духовное и интеллектуальное наследие, которым владели. Сказки, песни, народные предания о Грузии, ее обычаях, традициях, нравах. Герои легенд и преданий находились рядом, на родной земле. Герой Амиран, подобно греческому Прометею принесший людям огонь был прикован в соседнем ущелье, в стенах Сурамской крепости замурован живым юный Зураб, пожертвовавший собой, чтобы крепость была достроена. Не отсюда ли убеждение, что лучше пожертвовать малым – индивидуальными хозяйствами, чтобы спасти все – огромную страну, на котором строилась идея коллективизации? Позднее, в беседе с Черчиллем, Сталин скажет, что кровопролитнейшую Отечественную войну ему психологически перенести было легче, чем коллективизацию. Ведь по рождению он был из крестьянской семьи, и, по сути, ему приходилось рушить мир, который он сам высоко ценил и любил. Но это было условием будущего могущества страны…

Он сам предсказал то, что после смерти его имя станет мишенью для клеветы, выпадов и обвинений. Этот стих Иосиф Виссарионович Джугашвили написал почти в детстве, в 17 лет, будучи студентом Тифлисской духовной семинарии, он был опубликован в 1895 году в газете "Иверия".

Шел он от дома к дому,
В двери чужие стучал,
Под старый дубовый пандури,
Нехитрый мотив звучал.

В напеве его и в песне,
Как солнечный луч чиста,
Жила великая правда –
Божественная мечта.

Сердца, превращенные в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потемках пламень
Взметался выше дерев.

Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.

Сказали ему : «Будь проклят!
Чашу испей до дна!...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна».

Можно назвать его провидческим, предрекающим великую и нелегкую судьбу, достойную героев, легендами о которых было полно его детство.