Добавить в избранное Написать

Искать в подразделах и рубриках:



Рубрика «Есть мнение»: Телевизор – источник полезной информации или монстр с голубым экраном?

768015_remote_control_3.jpg

В современных семьях телевизор зачастую выполняет роль второй мамы/няни. Последствия такого отношения сказываются со временем не всегда приятным образом. Бесконтрольный поток информации, обрушивающийся на головы наших детей, немало способствует развитию депрессивных состояний и повышению агрессии. Особенно внимательным следует быть родителям, у которых подрастают мальчики, так как они более охотнее, чем девочки, интересуются всякими «ментовскими войнами» и прочими «разборками». Да, мальчишки всегда играли в войну, это так же естественно, как «дочки-матери» для девочек. Мальчишкам во все времена нравилось ощущать себя супергероями. Только герои раньше были другие. Кому подражали наши дети? Знаменитым космонавтам, прославленным летчикам, популярным благородным киногероям. А что сейчас? На кого хотят быть похожими нынешние мальчишки? На Сашу Белого? После показа этого сериала по детским садам и школам прошла прямо-таки эпидемия «бригад», в которых были свой Пчела, Саша, Фил и прочие. Это вам не «Офицеры», фильм, воспитавший не одно поколение.

Психологи бьют тревогу: нынешнее телевидение вкупе с индустрией компьютерных игр активно насаждает культ примитива, насилия и агрессии. Однажды я прочитала комментарий к игрушке на одном диске: «Вы – террорист. Ваша задача – уничтожить как можно больше объектов…» и т.д. Диск был вложен как бесплатное приложение в популярный журнал о компьютерных играх. Да и на самом телевидении можно увидеть такие «детские» передачи, которые, может быть, детям лучше и не смотреть.

Родителям стоит следить за тем, что смотрит их чадо, и по возможности фильтровать ТВ-поток. Причин, по которым ситуацию нельзя пускать на самотек, несколько:

Во-первых, в отличие от взрослого, ребенок до определенного возраста (как правило, лет до семи) еще не может защитить себя сам от последствий ТВ-влияния. И только после примерно двенадцати лет дети могут отделить реальный и виртуальный миры.

Во-вторых, порой действия и реплики тех же западных мультипликационных персонажей исподволь способствуют агрессивному типу поведения.

В третьих, некоторые образы всем привычных сказочных персонажей в переложении современных «умельцев от кинематографа» становятся просто чудовищными.

Вот примерная схема того, как при помощи различных телевизионных приемов у зрителя формируется чувство тоски, отвращения и ужаса. Эти чувства достаточно сильны для того, чтобы «встряхнуть» зрителя, поэтому прибегая к ним, можно даже не особо заботиться о сюжете. В видеоряд включаются изображения тараканов, червей, пауков, змей, сороконожек и прочих «симпатяшек». Некоторые «специализируются» на смаковании изображения слизи, экскрементов. Главная цель – вызвать чувства тошноты и гадливости. С чувством агрессии поступают точно так же. Есть мультфильмы, где герои всячески стремятся друг друга поразить или уничтожить. Ребенок, смотря фильмы и мультфильмы, идентифицирует себя с его героями. Это законы восприятия художественного произведения. И, идентифицируя себя с агрессивно настроенным существом, ребенок усваивает агрессивную модель поведения.

Психологи объясняют фиксацию на агрессии тем, что в каждом человеке, скрыто или явно, существует садомазохистский комплекс. Многие из современных «шедевров» кино- и видеопродукции его успешно эксплуатируют, заставляя ребенка переживать удовольствие, когда герой причиняет кому-нибудь боль. Многократное повторение таких сцен и способствует закреплению агрессивных моделей поведения. Известен случай, когда семилетний ребенок, обычно спокойный мальчик, резко изменился и стал вести агрессивно. Причин понять не мог никто, пока не заметили, что ребенок в точности копировал поведение героев популярного мультсериала, в то время часто показываемого по телевидению. Мальчик смотрел его дважды в день, утром и вечером. К сожалению, большинству родителей просто в голову не может прийти, что в «детском» мультике может быть что-то вредное. С фильмами для подростков картина практически та же. Причем в них еще больше эксплуатируется негативный тип поведения, не говоря уже о выражениях, которые раньше в приличном обществе и произнести-то было стыдно.

Итак, что же делать родителям, чтобы по мере сил уберечь своих детей от влияния «монстра» с голубым экраном? По возможности построить уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни:

* Четкий режим
* Не допускайте культ телевизора и компьютера, уравновешивайте его активным отдыхом с детьми, общением с природой, культурными развлечениями.
* Создавайте различные семейные ритуалы и традиции: праздники, турпоходы и пр.
* Не выясняйте отношения в присутствии детей
* Создайте в семье единство чувств, ценностей и сопереживания друг другу
* Противопоставьте образам смерти и разрушения, которыми обильно сдобрена некоторая ТВ-продукция, свои любовь, заботу и внимание к ребенку.
* Не оставляйте свое чадо подолгу один на один с телевизором или компьютером, поставьте компьютер на «систему родительского контроля».
* Всегда анализируйте сюжеты игр и фильмов, которые любит ваш ребенок.

В конце концов, не все так плохо. Из ТВ-передач и тех же компьютерных игр при желании можно извлечь и немало полезного. Главное, чтобы ваш ребенок умел полноценно жить в мире ярких и положительных человеческих эмоций, развивал свои настоящие способности и таланты, был неравнодушен к чужим страданиям и боли. Все это в наших родительских руках.