Главная Добавить в избранное Написать


Рубрика «Из первых уст»: «Терпение и умение работать над собой» Интервью с И.А.Пильниковым, руководителем СДЮШ по волейболу

375842_volleyball.jpg

Мы продолжаем серию материалов "из первых уст", которую начали с интервью с руководителем школы хоккея, и предлагаем рассказ про волейбол - интервью с Игорем Аркадьевичем Пильниковым, руководителем СДЮШ по волейболу.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, как была организована школа по волейболу?

И.А.: Специализированная Детско-Юношеская Школа олимпийского резерва по волейболу (СДЮШ) была открыта 1 сентября 2006 года постановлением правительства Московской Области по ходатайству наших тренеров команд супер-лиги Павла Матиенко и Сергея Цветнова. Школа существует полтора года. Отделения работают в 6 городах МО: в Серпуховском районе, Балашихе, Пушкино, Одинцово, Солнечногорске и Мытищах. На сегодняшний день занимается всего около 700 юных спортсменов. Выбираются мальчики и девочки, готовится резерв для всех наших команд, но, конечно, приоритет командам супер-клубам и команде высшей лиги «А» «Зоркий» (Красногорск).

При создании отделений мы исходили из того, что в этих городах уже существуют женские и мужские команды-участники чемпионата России суперлиги, высшей лиги А: Серпуховская «Надежда», «Заречье-Одинцово» и «Искра» (Одинцово), «Мытищи». Конечно, ещё учитывался и такой момент как отношение властей на местах к спорту.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, как вы отбираете мальчишек и девчонок? Как вы понимаете, что у этого мальчика есть талант, а у этого нет, или изначально набираются все желающие, из которых уже потом начинается отбор?

И.А.: Пока мы принимали всех желающих. Я считаю, что на первом этапе школы это правильно. А в процессе занятий происходит ротация, меняется количественный и качественный состав. Пока принцип такой: не отказывать ни одному ребенку, который хочет заниматься волейболом.

Корр.: С какого возраста вы принимаете детей в СДЮШ по волейболу?

И.А.: Со школьного возраста, но лично я не сторонник таких малышей брать сразу в волейбол. В каждом конкретном случае решают тренеры. Если они считают, что вот этого ребенка можно взять с 7-ми лет, с первого класса, я не препятствую. По положению школы это разрешается. Самый младший возраст у нас сейчас – это дети 2000 года рождения.

Корр.: Есть ли ограничения по физическим данным?

И.А.: Очень трудно определить талантливость юноши или девушки на этапе, когда им ещё по 8-9 лет. Мы знаем немало примеров, когда ребенок, казалось бы, без особых физических данных, начинает прогрессировать в 16-17 лет и за три года он в спорте вырастает. Или, наоборот, ребенок прогрессирует на ранней стадии, а потом останавливается. А по состоянию здоровья – безусловно, это имеет принципиальное значение. И без допуска врача мы ребят к занятиям не допускаем. Т.е. каждый, кто приходит заниматься в нашу школу и пишет заявление, он приходит со справкой от врача, который разрешает ему заниматься в СДЮШ по волейболу.

Корр.: Т.е. ребенок должен быть абсолютно здоров?

И.А.: Нет, могут быть и отклонения, но которые допускают занятия физической культурой в общем и конкретно волейболом.

Корр.: И, все-таки, считается, что волейбол – это спорт высокорослых… Допустим, приходит к вам невысокий паренек, возьмете ли вы его? Ведь у него может и не быть большого профессионального будущего в волейболе.

И.А.: Профессионального будущего может и не быть, хотя это очень спорный вопрос. Например, Алексей Вербов – лучший принимающий мира, а рост всего 170! Сейчас в волейболе есть специализации, которые не требуют высокого роста, в том числе защита и прием. Посмотрите любой чемпионат мира, наш чемпионат России. Ребята намного ниже 2-х метров, 193-195 см., являются членами сборной команды России, и одними из лучших. Один из лучших игроков России, если не всего мира - Сергей Тетюхин. Если я не ошибаюсь, его рост 194 см. Намного ниже все наши пасующие: Сергей Гранкин, Вадим Шамутских – они намного ниже ростом. Георгий Мондзолевский, один из лучших пасующих мира, олимпийский чемпион, чемпион мира, многократный чемпион Советского Союза - его рост 165 см, если я не ошибаюсь. Такие примеры есть, и не только у нас, но и в зарубежных клубах.

Корр.: Насколько я знаю, того же Сергея Тетюхина тренеры старались сориентировать на амплуа пасующего. Т.е. получается, что все-таки есть определенные «рекомендуемые» амплуа? С ростом 175 сложно стать нападающим на уровне мировых команд?

И.А.: Если сказать категорично, то, конечно, низкорослые спортсмены – это не для волейбола.

Корр.: На каких ребят вы обращаете внимание на тренировках?

И.А.: Это вопрос больше к нашим тренерам. Конечно, тренер смотрит и на физические, и на умственные данные. Это важно, потому что год отзанимается группа, на следующий год идет сокращение, и возрастает количество часов. Начинается отбор. Приходится разговаривать с родителями, рекомендовать заниматься другими видами спорта.

Корр.: Наш сайт для родителей, и всех, конечно, волнует вопрос травматизма в спорте. Бытует мнение, что все профессиональные игроки мирового масштаба имеют очень большие проблемы со здоровьем в зрелом возрасте, так ли это? И чем выделяется волейбол среди остальных видов спорта в этом отношении?

И.А.: Я думаю, что ничем особо волейбол не выделяется. Хотя волейбол и бесконтактный вид спорта, травматизм, безусловно, присутствует. Но сказать, что все волейболисты становятся больными людьми - было бы неправильно. Конечно, есть травматизм, и есть большие психологические и физические нагрузки. Но все игроки застрахованы. Медицинский контроль хороший. Вопрос восстановления и реабилитации заметно улучшается, медикаментозное обслуживание значительно улучшилось, и даже на уровне клубов есть прекрасные медицинские кабинеты с прекрасным оборудованием. Врачи постоянно отслеживают состояние здоровья спортсменов и стараются не допустить осложнений. Но травматизм будет, это спорт.

Корр.: Чем отличается волейбол по видам травм?

И.А.: Прежде всего, это голеностоп, колени, спина и плечи. Волейбол отличается тем, что, вроде бы, небольшая травма: наступили тебе на палец на ноге, выбил палец на руке; - но ты уже не можешь полноценно играть. Этим отличаются все игровые виды спорта и волейбол в частности.

Корр.: На Вашей практике за эти полтора года, что работает СДЮШ по волейболу, какие травмы были у детей?

И.А.: Никаких травм не было. Они ещё на стадии общефизической подготовки. Им травмироваться пока негде. Разве что поскользнуться на улице. Уличный травматизм намного выше, чем травматизм спортсменов в зале.

Корр.: С какого возраста у детей начинается специальная подготовка?

И.А.: Специальная подготовка в контексте общей, конечно, присутствует с самого начала. Они и с мячами уже работают, есть упражнения через сетку, но серьезная специализация, как правило, начинается после третьего года обучения. Надо пройти долгий путь, здесь нужно терпение. Сразу нападать как Семен Полтавский или блокировать как Волоков не сможешь. Это долгий и очень трудный путь. И кто продержится, проработает 7-8 лет обучения, у тех будет трамплин в большой спорт.

Корр.: Какие перспективы у мальчиков и девочек, которые у вас занимаются?

И.А.: Хорошие перспективы. Вы клоните, что же в конечном итоге? Хорошие зарплаты, образование, хорошие условия жизни. Это стоит того труда, который они вкладывают на тренировках. Хорошие бытовые условия. Что скрывать? Наши спортсмены – это небедные люди. Некоторые из них находят средства помогать детям – например, Павел Абрамов, Михаил Бекетов.

Корр.: График тренировок: сколько раз в неделю, сколько часов неделю?

И.А.: Есть нормы, которые утверждены законодательно. На первоначальном этапе дети тренируются по 4-6 часов в неделю 3 раза по полтора-два часа. С каждым годом количество часов увеличивается и доходит до 24 часов в неделю. Это уже группы спортивного совершенствования, где занимаются юноши и девушки по 14-16 лет. Это уже большие нагрузки, много времени в зале. Времени не остается ни на что больше – только учеба и спорта.

Корр.: Вспомните, пожалуйста, интересные случаи на соревнованиях или тренировках, свидетелем которых Вам довелось побывать.

И.А.: Интересно было, когда я сам первый раз поехал на соревнования и одержал победу. Вот это было интересно. Вот когда, учась в 6-7 классе, я почувствовал, что не зря 5 лет тренировался, и, наконец, одержал первую победу. Вот это ощущение радости от первой победы, и чувство что да, я это могу! Это не случай, это скорее состояние души. Вот если это происходит у юного спортсмена, значит дальше пойдет по нарастающей, этот момент очень важен. Почувствовать в первый раз, что ты научился что-то делать, хорошо играешь в волейбол на своем уровне. А случаи.. разное было. Как тренер один раз один целый пролет ехал, державшись за поручни поезда, в последний момент успев в него заскочить? Или как кто-то приехал на соревнования, а форму оставил дома? Это как приехать на охоту, а патроны дома забыть. И такие случаи бывали.

Корр.: Какие качества развивают и чему учат занятия волейболом на Ваш взгляд?

И.А.: Самым лучшим. В первую очередь, конечно, терпению. Выносливости, способности работать над собой. Волейбол развивает умственные способности, потому что на обработку мяча есть всего лишь доли секунды, и за это время нужно сориентироваться в ситуации. И, конечно, как все групповые виды спорта, волейбол учит умению работать в команде.


Беседу вела Юлия Шипикина.